Основная часть выставки «Самый ласковый ветер в моей голове» включает работы, выполненные в технике подстекольной живописи. На открытии Директор Музея наивного искусства Андрей Бобрихин подметил, что эта часть экспозиции — наш ответ Хорватскому наивному искусству!
Если говорить о технике реверсной, обратной, живописи по стеклу, то нужно объяснить, что художнику приходится иметь дело с перевертышем, т.е. то, что рисуют «на стекле», должно в результате оказаться с обратной стороны — «под стеклом». Если уже на стекло нанесены несколько слоёв краски, получается невозможно что-то поправить на переднем плане картины. Ещё нужно сразу учитывать восприятие зрителем композиции слева направо, быть максимально точным. Но парадокс в том, что обратная живопись даёт мне особую свободу творческого замысла и импровизации, поэтому для меня в этой технике есть ещё, конечно, момент «провидения».
История подстекольной живописи началась для меня в пандемийное лето 2020 года. Тогда я ещё не знала о коллекции баварских стёкол Василия Кандинского, выполненных в этой старинной технике «Hinterglasmalerei» (картинки под стеклом), художник интересовался этой темой в Мюнхене в 1910 году, он сам писал композиции на стеклах, которые сейчас хранятся в собрании галереи «Lenbachhaus» (Ленбаххаус — художественный музей в Мюнхене).
Когда я взяла своё первое стекло, то рисовала интуитивно. И от работы к работе «изобретала велосипед», свой стиль. Я рисую и на маленьких стёклах, и на огромных, более полутораметровых. Мне нравятся, как произведения в этой технике наполняют интерьер, придавая ему особую атмосферу, делая пространство уникальным, вне времени. В архитектуре сейчас бум стеклянных поверхностей, а у меня уже накопилось много творческих задумок связанных с техникой подстекольной живописи.
Ещё теперь я знаю, что:
— коллекция подстекольной живописи есть у выдающегося музыканта Владимира Спивакова.
— в XIX в. подстекольная живопись стала предметом страстного коллекционирования в Западной Европе. Символом традиционной культуры и предметом роскоши.
— В России же даже в музейных собраниях хранится лишь несколько образцов.
На сегодняшний день в технике «Hinterglasmalerei» мной созданы три коллекции:
• «Испанская» — иллюстрации к стихам Хуана Рамона Хименеса;
• «Русская» — рисунки на старых окнах;
• и серия портретов.
Работы из этих серий представлены в ЕМИИ до 21 мая.
В живописи я стараюсь передать тот спонтанный ветер творчества, который никогда не бывает холодным, а бывает самым ласковым, как в детстве, когда мама дует на разбитую коленку. Конечно, у каждого этот ветер — своё воспоминание, которое придаёт жизни смысл, целостность и бесстрашие. Тот ласковый ветер, который так нужен этой весной. За вдохновением приглашаю вас на выставку!
P. S. На видео — процесс создания автопортрета, который теперь мы видим и на афише)
#cultureekb_выставки #ВКатеринбург #емии #оксанаанчарова
#анчарова